Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Неполный бак. Бензиновый розлив

  • 05:54, 26 мая 2011
  • Комментариев[0]
Топливный вопрос всегда будет являться острым и злободневным, не только в России, но и в мире. Подавляющее число людей, связанных с транспортом, затаив дыхание, следит за движением мировых цен на нефть. Все знают, если цена на нефть растет, значит цена на бензин и дизельное топливо тоже скоро поднимется. Причем цена конечного продукта почему-то не зависит от колебания мировых цен на нефть, и если цена на нефть падает в 1,5 раза — это не означает, что цена на топливо на заправках автоматически снизится в два раза. Цена уменьшится, ну может быть, на 1-2 рубля, а может и останется на том же уровне. Зато когда цена за баррель начнет опять стремится к 100 долларам и выше, цена на топливо опять вырастет. Но как говорится, эта песня не о том. Сегодня речь о фактах и цифрах в поведении отдельной топливной компании.
Неполный бак. Бензиновый розлив

Вы никогда не задавались вопросом: "Почему на заправках не наливают в пластиковую и стеклянную тару, а только в железную и непрозрачную?". Думаю, что дело не в мерах безопасности, ибо загореться может и автомобиль, а сочетание пластика или стекла с топливом никак не опасней сочетания с алюминием или сталью. Ответ прост — не дать проконтролировать объём заливаемого топлива. В пластиковой 10-литровой канистре с мерными рисками факт недолива будет на лицо, а в баке автомобиля - поди посчитай сколько туда залилось. Литром больше, литром меньше. Этим успешно пользуются отдельные сотрудники топливных компаний. Недолив в 300-500 мл на 10 литров никто не заметит, а с заправки полного бака можно от 2 до 5 литров не долить и присвоить их себе, обратив потом это "недолитое" топливо в денежные знаки и разделив между заинтересованными лицами.

Раньше я думал, что подобным "грешат" только мелкие заправки, которым иначе не выжить и не сохранить норму прибыли. Ведь для них закупочная цена топлива, конечно, больше, чем для заправок самих нефтяных компаний, которые получают топливо практически без накруток. Однако я жестоко ошибался. Крупные сетевые компании, на наш взгляд, тоже грешат недоливом, пользуясь огромным количеством клиентов и властно-денежные возможностями.

В последнее время в Саратовскую региональную общественную организацию "Защита автопотребителей" стали обращаться автовладельцы с жалобами на повышенный расход топлива. Первоначально мы подумали на недостатки самих автомобилей, а также на низкое качество топлива в местных заправочных станциях. Однако автомобилисты, которые путешествуют по другим регионам России, стали обращать внимание, что после заправки в других регионах, расход топлива резко снижается, хотя двигатель работает практически также,а разница в качестве топлива практически не ощутима агрегатами машины. Отдельные водители, по нашей просьбе, начали отслеживать количество топлива, которое они заправляют в машину с предварительным, практически полным опустошением топливного бака. И тут цифры запрыгали. Разница в количестве топлива, которое помещалось в практически пустой топливный бак составляла от 1 до 7 литров. После таких практических результатов мы решили провести ряд экспериментов. Проведение экспериментов было поручено непосредственно мне, как куратору по юридическим вопросам организации и опытному человеку в области мошеннических действий и их расследовании.

Цель эксперимента заключалась в том, чтобы проверить сколько топлива недоливают на крупных заправках и действительно ли это имеет место быть. Метод проверки достаточно прост и его может применить любой желающий. Из технической документации к автомобилю нам известен объём топливного бака, причем эти данные являются очень точными, погрешность здесь минимальная. Производителям автомобиля нет смысла занижать или завышать данную цифру, потому предоставление заведомо ложных технических данных может обернуться крупными судебными исками и убытками. Далее мы практически полностью опустошаем бак путем естественного сжигания топлива при работе автомобиля. Выработка ведется до того момента, пока указатель уровня топлива не будет на нуле, а показатель маршрутного компьютера о количестве оставшегося пробега до заправки от 0 до 2 км. Двигатель при этом работает и машина передвигается, что означает что в системе еще есть топливо, но незначительное количество — не более 2 литров, которые представляют неприкосновенный запас во избежание поломок топливной аппаратуры.

Далее мы заезжаем на заправку практически с пустым баком и просим залить топлива "до щелчка", т. е. полный бак. Система заправочной колонки устроена так, что при заправке полного бака пистолет автоматически отключается и дальнейший налив топлива возможен только вручную. При этом, любой автолюбитель знает, что если продолжать лить топливо "до горлышка", т. е. с заполнением топливопровода, дополнительно вмещается еще 1-2 литра. Если на заправке наливают честно, то в бак «до щелчка» помещается установленный объём бака минус 1-2 литра, т. е. тот минус тот самый неприкосновенный запас. Если со счетчиком топлива на колонке "мухлюют", то он покажет, что в бак было залито больше топлива. Разница между реально возможными показателями и тем, что показывает счетчик на колонке, и есть, по нашему мнению, объём "недолива".

Эксперимент проводился 4 раза, последние случаи были записаны на видео, чеки сохранились по всем 4 экспериментам. Для эксперимента использовался личный транспорт — дизельный джип с объёмом топливного бака — 82 литра. Не доверять техническим данным известного мирового производителя автомобилей у нас нет никакого основания.

По результатам первого эксперимента было "недолито" 5 литров топлива и в бак "вошло" немногим больше 83 литров, тогда как там оставалось 4-5 литров топлива, о чем были предварительно сделаны соответствующие фотографии технических показателей автомобиля. Во втором эксперименте "недолили" 4,5 литра. При третьем и четвертом эксперименте "недолив" составил 6-7 литров. В практически пустой 82-литровый бак удивительным образом помещалось 85, 86 и 87 литров дизельного топлива.

По результатам некоторых экспериментов мы (я и наши добровольные помощники) обращались и по телефону в нефтяную компанию с жалобами на недолив, однако никаких реальных действий не предпринималось. Поначалу перед нами извинялись и возвращали деньги, потом уже извиняться перестали и смотрели на нас взглядом человека, у которого мы отнимаем заработок.

Далее наша общественная организация стала обращать внимание контролирующих органов и прокуратуры Саратовской области на данные факты, однако никаких действий предпринято не было. Прокуратура области один раз переслала наше обращение в контролирующий орган, указав, что для дальнейших действий необходим ответ контролирующего уполномоченного органа. Роспотребнадзор пересылает обращения в контролирующий орган — инспекцию по техническому регулированию. А контролирующий орган отвечает, что проверки не возможны, ибо федеральный закон запрещает проводить внеплановые проверки, но наши пожелания будут учтены при формировании плана проверок на следующий год. Прошу заметить, что положения федерального закона, ограничивающего проверки, известны не только контролирующему органу, но и органам прокуратуры, но даже зная об этом, они не проводят проверки сами, а отсылают жалобы туда, где по ним не могут провести проверку. Тогда как упомянутый ограничительный закон не распространяется на прокурорские проверки, которую можно и нужно проводить вне зависимости от плана.

В результате контролирующий орган по закону учтет наше обращение при составлении плана проверок, о котором естественно узнает проверяемый и к моменту проверки все будет хорошо и замечательно. Недолив производится с помощью настройки компьютерной программы, которая отвечает за отпуск топлива на колонку. Настроил правильно — все в порядке, настроил другим образом — недоливает. Но никогда программа не настраивается в пользу потребителя. После ухода проверяющего все возвращается на круги своя и недолив продолжается. Естественно, что мелкие вопросы "решаются", но в целом система не меняется. Причастные к этому сотрудники компании чувствуют себя вольготно и продолжают "пилить" деньги потребителей. Надзорные органы пишут красивые отчеты о своей работе, прокурорские работники отчитываются об отсутствии нарушений в этой области, а мы с вами продолжаем фактически платить за и так дорогое топливо на 5-7% больше чем ценник, указанный на пилоне около заправки. Эти 5-7% оседают в карманах отдельных товарищей, которые сами не бедствуют и поддерживают работу этой системы на всех уровнях.

Я не следователь и не обвинитель, делать выводы о том воруют ли у нас деньги или не воруют, доливают ли нам топливо или недоливают, придется делать потребителям. Но слабо верится в то, что топливный бак является резиновым и в то, что это есть разовые ошибки отдельного оборудования в конкретный малый промежуток времени. Это очень сильно похоже на постоянную, хорошо отлаженную систему отъёма денег у населения. Нехитрый подсчет показывает, что в день таким образом изымаются миллионы рублей. Если у компании сотня заправок на территории области, на которых в среднем заправляется 500 человек в день со средним баком в 40 литров (учитывая большегрузы с баком в сотни литров), то в день "недолив" составляет на одной заправке 1000 литров. Умножаем это на 25 рублей — средняя стоимость топлива и получаем 25000 рублей с одной заправки, а со ста заправок — два с половиной миллиона рублей. В месяц сумма вырастает до 75 миллионов чистого не облагаемого налогом заработка, который "пилится" между группой товарищей.

Данным мини-расследованием я думаю мы не открыли Америку. Любой мало-мальски думающий человек может придти к таким же выводам. Возникает только один вопрос — это политика компании по всей стране или политика "группы товарищей" в Саратовской области? Если компания с мировым именем, ведущая нефтедобычу и производство по всему миру, позволяет себе вести таким образом со своими клиентами, то странно, что с ней до сих пор имеют дело. Если это не так, то почему "группа товарищей" до сих пор существует и процветает. Довод "все воруют" может и будет служить оправданием для такого рода действий, но совесть тоже хорошая штука и меру надо знать. Наша организация склоняется ко второму варианту, т. к. на заправках в других регионах видимо доливают, если 50 литров топлива из другого субъекта хватает на большее количество километров, чем залитого в Саратове при одинаковых условиях движения.

Представитель нефтяной компании на все сказанное ответил:
"Факт недолива можно установить только с помощью специального контрольного мерника. Это емкость с тоненькой трубочкой, котая определяет объем жидкости вплоть до одного миллилитра. И эта форма проверки утверждена Росстандартом. Наливать же топливо в бак и учитывать сигнал датчика топлива в автомобиле — значит, мягко говоря, использовать некорректную форму. Потому что у каждого свои патрубки, баки все сейчас пластмассовые. Летом они расширяются, зимой, наоборот, сужаются. Почему я так подробно об этом говорю? Потому что мы с этим сталкиваемся если не ежедневно, то еженедельно. Доходило даже до того, что снимали бак, мерным специальным инструментом измеряли все до тонкостей. После этого, перед нами извинялись.
Я готов проехать с указанным обществом на любую заправочную станцию. Пусть у меня телефон отнимут, чтобы я не смог никого предупредить, и мы вместе будем замерять как следует. Тогда я приму претензии. Любая претензия потребителя рассматривается нами отдельно. И в этом году фактов недолива топлива установлено не было".

Автор: Георгий Драгомиров, адвокат
Похожие материалы
  • 30.03.2018, 10:30 Скандал на топливном рынке. "Оштрафуем всех" Власти не видят признаков дефицита бензина на рынке, а также не находят оснований для роста цен на топливо. Между тем, аналитики отмечают, что биржевые котировки уже выросли, и прогнозируют, что стоимость топлива на АЗС также скоро начнет повышаться. Федеральная антимонопольная служба грозит штрафами участникам рынка.
  • 23.05.2017, 12:11 Генеральный директор "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" Андрей Спирин: "В начале июня на наших АСЗ появится инновационный бензин ЭКТО 100" В конце 2016 года ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт", управляющее сетью из почти трехсот АЗС в шести российских регионах, возглавил Андрей Спирин. Сегодня он рассказал о перспективах предприятия, задачах клиентоориентированного сервиса и автозаправочных станциях будущего.
  • 09.01.2017, 10:12 Диета-2017. Как изменятся цены на продукты в наступившем году По прогнозам экспертов, продукты питания отечественного производства подорожают в 2017 году на 10–15%, что объясняется в том числе ростом цен на автомобильное топливо, а также увеличением вдвое тарифов в системе "Платон".
  • 30.06.2016, 15:35 Полный бак. Эксперты ожидают снижения цен на бензин Рост цен на топливо вызвал обеспокоенность у Федеральной антимонопольной службы, которая, проверив ситуацию, рекомендовала нефтяникам увеличить производство и сократить экспорт. На недавнем биржевом совете замглавы ФАС Анатолий Голомолзин проверил работу компаний в этом направлении. По мнению антимонопольщиков, ситуация стала меняться в лучшую сторону: ФАС ожидает снижения цен в ближайшее время.
  • 05.05.2016, 10:54 СМИ: Начался сезонный рост цен на бензин За прошедшую неделю цены на АИ-92 и АИ-95 в среднем по стране увеличились на 2 и 3 коп. — до 34,55 и 37,37 рубля за литр соответственно. Удорожание обусловлено сезонным ростом спроса, объясняют эксперты.
Новые материалы
  • 27.04.2024, 16:04 Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений

    С начала этого года в стране заработала программа долгосрочных сбережений (ПДС). Создатели нового накопительного инструмента стремились таким образом обеспечить приток долгосрочных инвестиций в экономику. Для этого предусмотрели такие серьезные стимулы для потенциальных участников, как государственное софинансирование взносов и налоговые вычеты. В Банке России уточняют, что договоры долгосрочного сбережения с негосударственными пенсионными фондами уже заключили более 342 тысяч человек, что говорит об активном интересе жителей страны к новому инструменту. При этом эксперты финансового рынка уверены, что это число могло быть и больше, однако, период высоких процентных ставок по банковским вкладам - не лучшее время для старта программы сбережений. Подробности в обзоре СарБК.

  • 26.04.2024, 15:26 Сериал по игре "Fallout". Заметки киномана

    В прошлом году постапокалипсис с грибами и глубоким психологизмом был в сериале по игре "Одни из нас". В этом сезоне постапокалипсис ядерный и с шикарным черным юмором в сериале по игре "Fallout". Интересно, что они совершенно не похожи, но оба очень хорошо сделаны.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 26 мая 2011
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x